Что такое медитация?


Что такое медитация?

Каждому ищущему
посвящается...

Сегодня, наверное в связи с тем, что времена очень быстро и стремительно меняются появляется огромное количество всевозможных медитативных практик, и медитаций.

Это слово сейчас очень модно, так как люди ищут. И его используют там, где это действительно является медитацией, и там где это не является медитацией. Поэтому сейчас очень много путаницы в этой теме.

В чистом виде своем медитация,  - это пребывание в настоящем моменте. Это наблюдение себя, и всех своих проявлений. От наблюдения дыхания, наблюдения своего позвоночника , - до наблюдения своих внутренних тончайших реакций, на людей, события, на свои собственный мысли. И наблюдения своих мыслей.

Этапы

Для того чтобы научиться наблюдать себя, научиться быть бдительным и внимательным, опытные ведущие, или мастера предлагают вначале наблюдать тело, так как это самое плотное и явное, то с чем трудно ошибиться и уйти в фантазии. Но целью является не наблюдения тела, это просто инструмент. Этим, в частности мы занимаемся в глубинных практиках. Вначале учимся внимать своему телу.
Затем, когда эта часть внимания освоена, мы научились внимать, ощущать тело, мы учимся наблюдать эмоции, и энергии. Некий уровень, который является волновым, и очень плотно связан с ощущениями в теле. На самом деле практически, мы наблюдаем все одновременно. Но для понимания я разделяю это на этапы. В жизни невозможно разделить телесные ощущения, и эмоциональные, энергетические и ментальные. Я делаю лишь искусственное разделение.
Дальше, когда чувствительность возвращается ( в своем обычном состоянии, мы не очень внимательны к телу, и не очень чувствительны, чувствительность теряется в основном из-за того, что в основном мы не живем на уровне тела, а больше живем на уровне ума).
Мы учимся быть внимательным к своим мыслям. Это гораздо сложнее, чем наблюдать тело и эмоциональный план. Так как, со своими мыслями мы обычно очень плотно слиты. И как правило, живем ими. Именно поэтому технически эффективнее начинать тренировать своего наблюдателя с внимания к телу.
По началу, для того чтобы натренировать внимание ( осознавание) человеку необходимо отдельное место, где ему никто бы не мешал. В большинстве своем, необходима какая-то специальная техника ( например, медитации ошо, - здесь медитацией мы одновременно называем и саму технику, которая позволяет натренировать внимание и то, к чему она ведет; или же в глубинных практиках - мы учимся внимать через ряд конкретных физических упражнений,  и сами они устроены таким образом, чтобы это было просто и доступно ). Я сейчас беру специально те техники, с которыми я плотно знакома и работаю для того чтобы не рассуждать о том,  с чем я не знакома изнутри.

Постепенно мы охватываем весь свой объем, и уже способны наблюдать и тело, и волновые эмоции пляшущие, движущиеся, вибрирующие, и мысли, и энергии.
Постепенно мы подходим к тому, что уже можем наблюдать себя не только в идеальных условиях, в тишине, без отвлекающих факторов, но и в процессе жизни. Неотрывно от нее.

Я слышала, о том , что настоящий мастер может наблюдать на базаре. Но для того чтобы им стать нужно натренировать наблюдение. Специальные техники в этом помогают.
Хотя и не все подряд.

"Цель" медитации.

Конечно, "цель" медитации - это абсурд. Но это понятно только тогда, когда начинаешь ее практиковать. Тот, кто прикоснулся к пространству, которое открывается за самой техникой, рассмеется тебе в лицо. Если ты задашь вопрос о цели медитации. Какая может быть цель у жизни? Ты так погружаешься в реальность, в действительность момента, ты так наполнен, что уже никакая цель тебе не нужна.

И все же одновременно не  " цель", но суть у медитации есть. И об этом важно помнить, иначе человек становится охотником за состояниями, и за этой охотой можно упустить суть.

Суть в том, чтобы прикоснуться к источнику своего существования. Кто я? это тот вопрос, ответом на который будет ваш поиск, через медитацию, этот поиск приводит вас к тому, что вы сталкиваетесь с ответом. Ответом является не слово. А переживание своего существования, вне отождествления себя со своими проблемами, вне мыслей, вне эмоций, даже вне энергий, вне формы.

Таким образом, медитация выполняет две основные функции.
Она очищает вас от ложного, и того чем вы не являетесь.
И указывает на то, чем вы являетесь.

Это одновременно и техника, и суть.
Если есть только техника - без самой сути, - можно заблудиться в наслаждениии состояниями, которые дает медитация. То есть, стать своего рода тонким наркоманом.
Если есть только, суть - до нее критично сложно добраться без специальной техники. Возможно, но, техника ( практика) - дает возможность прикоснуться к реальности , ощутить ее вкус. И в то же время, техника делает прохождение этого пути более простым. То есть теоретически, без конкретной техники проблески сути для вас возможны, и достижение ее.
Но практически этот процесс будет очень неустойчивым.

"Побочные" эффекты.

Процесс исследования себя через медитацию очень интересный. Интересный он, потому, что он делает жизнь более интересной. Становиться важно не столько то чем вы заняты, а то, насколько вы присутствуете, а не спите в этот момент, не делаете все автоматично.
Это избавляет вас от огромной доли страданий, проблем, переживаний.
И возвращает вам ощущение жизненности, цельности своего собственного существа.


"Мириады живых организмов обречены рождаться и умирать — за всем этим стоит вечная, непреходящая Единая Жизнь. Чтобы описать ее, многие используют слово Бог. Я же обычно именую ее Бытием.
      Слово Бытие ничего не объясняет, как, впрочем, и слово Бог. Но у Бытия есть преимущество: это открытое понятие, оно не сужает беспредельное невидимое. Сформировать мысленный образ Бытия невозможно. Точно так же никто не может быть единоличным владельцем Бытия. Бытие доступно нам всегда и везде как ощущение существования нашего «я». Поэтому от слова Бытие до переживания Бытия — один шаг, не более.
      БЫТИЕ НЕ ТОЛЬКО ВНЕ, НО И ГЛУБОКО ВНУТРИ каждого объекта материального мира как его сокровенная, невидимая и не поддающаяся описанию сущность. А значит, оно доступно вам прямо сейчас — это ваше глубинное «Я», ваша истинная природа. Но не пытайтесь охватить ее разумом. Не пытайтесь ее понять.
      Познать эту сущность возможно только тогда, когда разум спокоен. Ощутить Бытие получается, только если вы присутствуете, если ваше внимание интенсивно и полностью погружено в Сейчас. Но его никогда не постичь разумом.
      Просветление— это и есть осознание Бытия, пребывание в «чувствовании-реализации».
      При слове просветление воображение рисует какие-то сверхчеловеческие подвиги, что очень импонирует нашему эго. Однако просветление — это естественное состояние человека, ощущающего единство с Бытием. Это связь с чем-то неизмеримым и не поддающимся описанию.
      Парадоксальным образом это «что-то» составляет самую сущность каждого из нас и в то же время намного превосходит человеческое «я». Это обретение вашей истинной природы, пребывающей по ту сторону имен и форм.


      Неспособность почувствовать эту связь создает иллюзию «отдельного» существования, отделенного от себя и от мира. Осознанно или неосознанно, вы начинаете считать себя изолированным.
Чувство страха нарастает, нормой становятся внутренние и внешние конфликты.
      Главным препятствием для переживания реальности этой связи есть отождествление себя со своим разумом, который беспрерывно навязывает нам мысли. Неспособность приостановить поток мыслей — страшное несчастье, но мы об этом даже не подозреваем: этим недугом страдает почти каждый из нас, потому подобное состояние считается нормой. Неумолчный шум в голове мешает обнаружить неотделимый от Бытия мир внутренней тишины. Шум порождает ложную сущность. Ложная сущность есть плод разума, она излучает страдания и страх.
      Отождествление себя с разумом создает ширму из понятий, ярлыков, образов, слов, суждений и определений — все это препятствует подлинным отношениям. Это ширма между вами и вашей сущностью, вами и вашим другом, вами и природой, вами и Богом. Именно завеса мыслей создает иллюзию отдельности, иллюзию того, что есть вы, а есть другие, совершенно не связанные с вами люди.
      Человек постепенно забывает, что за уровнем физической действительности и отдельных форм лежит еще один уровень, на котором мы едины со всем сущим.
      При умелом использовании разум может стать великолепным инструментом. Если же применять этот инструмент неправильно, он начинает разрушать человека. Может быть, «неверное применение» — это неправомерное определение, ведь мы, как правило, вообще не пользуемся разумом. Это разум нас использует. И это болезнь, аномалия. Человек отождествил себя с разумом. Это большая ошибка. Разум подменил человека.
      Это почти то же самое, как если бы вы были одержимы и считали, что овладевшее вами существо — вы сами.
      СВОБОДА НАЧИНАЕТСЯ с понимания того, что вы не есть овладевшее вами существо — «мыслящий». Такое понимание позволяет наблюдать за этим существом. В момент, когда вы начинаете наблюдать мыслящего, активируется высший уровень сознания.
      Постепенно вы начнете понимать, что по ту сторону мысли лежит безбрежный океан разума и мысль — крохотная частица этого океана.
      Кроме того, вы осознаете: всё по-настоящему ценное — красота, любовь, творчество, радость, внутреннее спокойствие — зарождается за пределами разума.
      Вы начинаете просыпаться."
Экхарт Толле




Комментарии

Популярные сообщения